В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное.
Мир воспитанников средней группы № 12 открывается через опыт его личных ощущений, чер
ез его действия, переживания, эксперименты, которые мы с ними проводим.
Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления.
Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Чтобы задача решалась легко и интересно в нашей группе есть настоящая мини-лаборатория «Маленький исследователь». Мини-лаборатория-это особый мир, где каждый ребёнок с легкостью может моделировать в своем сознании картину мира.
В рамках тематической недели «Маленькие исследователи» воспитанники группы № 12 проводили опыты, эксперименты, наблюдения.
Так, чтобы понять зависимость жизни растений от воды, мы со своими маленькими исследователями проводили увлекательный опыт: « Окрашивание цветов». В стаканчики налили воду, добавили туда пищевые красители желтого и зеленого цвета и поставили срезанные цветки белого нарцисса. На следующий день цветки окрасились в желтый и зеленый цвет. В результате чего сделали вывод, что вода поднимается по стеблям цветка и питает лепестки.
Следующий опыт: «Смешивание цветов». Простой вариант опыта. Приготовили стаканы, налили воду, добавили краску. Свернули из бумажных салфеток полоски и опустили два ее конца в разные стаканы. Меньше, чем через час, можно будет увидеть, что вода из одного стакана «перебралась» во второй, и для этого ей понадобилась только лишь обычная салфетка! Эксперимент будет еще эффектнее, если в воду добавить красители. Тогда вы сможете не только наблюдать, как крашеная вода постепенно впитывается в салфетку, но и отследить, как постепенно смешиваются цвета. Мы сделали целую цепочку из стаканов, как у нас получилось красиво. Вывод эксперимента: Вода имеет свойство впитываться в твердые тела и перемещаться по ним.
Не менее интересным был опыт выращивания кристаллов.
Климентий Аркадьевич Тимирязев отмечал: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил».
Материал подготовили воспитатели группы №12: Кунцевич Е.В., Татаринцева Т.В.