Методические рекомендации по созданию и обеспечению функционирования педагогической лаборатории МБДОУ д/с №49 г. Белгорода по направлению «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам игровой деятельности»
«Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам игровой деятельности»
Ранний возраст у ребенка является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее его развитие . В этот период складываются такие ключевые качества как доброжелательное отношение к людям, доверие к миру, познавательная активность, уверенность в себе , творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов. Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами игровой деятельности. В связи с этим, в настоящее время на первое место дошкольная психология выдвигает проблему сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, решение которой обеспечит, в последующем, хорошую базу для интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Организация работы по сенсорному развитию детей по средствам игровой деятельности позволяет воспитателю :
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
- успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике игровая деятельность считается одним из основных средств сенсорного воспитания.
В групповой комнате развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом познавательных интересов детей раннего возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности. Дети могут играть как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:
- учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;
- развивается и познает мир.
Работа с детьми по сенсорной культуры детей по средствам игровой деятельности, формированию представлений о сенсорных эталонах во многом зависит от того, как тесно взаимодействуют педагог, родители и дети. Как в семье закрепили полученные навыки, насколько была сплочённой работа.
Работа с семьями была направлена на повышение грамотности родителей в данном вопросе. Использовались разнообразные формы, обобщённые темой «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Следует сказать, сенсорному развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем.
Навигатор по педагогической лаборатории
Нормативно-правовая документация по организации деятельности педагогической лаборатории
Приказ Об организации деятельности участников проекта Дети в приоритете
Родителям
- Консультация для родителей «Зачем развивать сенсорику у детей»
- Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»
- Консультация для родителей «Умения и навыки, соответствующие сенсорному развитию»
- Игры в домашних условиях для родителей «Сенсорные игры для развития дома от 1,5-2,5лет»
Педагогам
- Консультация «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
- Картотека дидактических игр для воспитателей «Для развития сенсорных способностей детей от 1,5-2,5лет»
- Картотека дидактических игр для воспитателей «Для развития сенсорных способностей детей от 3-4лет»
- Конспекты занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста
ОВЗ
Сенсорное развитие детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности
Вернисаж мероприятий
«Собери пирамидку» Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
«Игры с вкладышами» Цель: развивать предметную деятельность, восприятие и мышление.
Дидактическая игра «Найди такой же цветочек» Цель: закрепить знания основных цветов, развивать умение по показу называть 4 основных цвета.
Дидактическая игра «Подбери чашечки к блюдцам» Цель : учить различать цвета разнородных предметов.