Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами. Развивающие игры интересны детям разного возраста, а нам, педагогам, подобные материалы помогают вовлекать детей в этот необычный мир игр.
В своей работе мы активно используем игры Никитиных. Особой популярностью среди ребят группы №8 «Царевна Лебедь» пользуются матрицы. Этот игровой набор представляет собой комплект с пронумерованными ячейками и состоящий из 2 кубиков, 12 картонных таблиц с белыми «окнами», на которые раскладываются игровые карточки по определенному правилу, понятному из рисунков на полях таблиц. К каждой таблице прилагается набор из 16 карточек для ее заполнения. Все таблицы разного уровня сложности. На одной из карточек нужно упорядочить предметы по длине. На другой — в левом краю строки указан набор предметов (колпаки, подарки, цветочки), а вверху столбца нужно найти порядок предметов по высоте. После такой подготовки детям проще работать с таблицами сложения и умножения. Ведь понятие таблицы активно используется в начальной школе, начиная с первого класса.
Но что же это за авторская методика?
Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления.
Главное при этом — творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
Методика Никитиных такова, дети легко усваивают тот материал, который обычно трудно дается в школе. Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех без исключения.
Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.
Уровней сложности несколько: от доступных до непосильных, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение всего периода дошкольного детства. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности.
Таким образом, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
Воспитатели группы №8 Филимонова М.Е., Кутькова Т.С.