Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимает игра. Согласно ФГОС детского сада предусмотрено широкое использование подвижных игр. Их рекомендуется проводить в разное время дня. С помощью подвижных игр у детей можно развивать важнейшие физические качества: ловкость, силу, выносливость, воспитывать выдержку, настойчивость, смелость, решительность, находчивость.
В деле совершенствования двигательных умений и навыков, формирования морально-волевых черт личности, особая роль отводится играм-эстафетам.
Игра-эстафета – одна из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревнования. Они вполне доступны детям дошкольного возраста.
В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач: а) закрепление и совершенствование навыков основных движений; б) развитие ориентировки в пространстве; в) воспитание смелости, решительности, организованности, дисциплинированности. Формирование таких свойств ловкости, как точность, быстрота, координация.
Соревновательный момент усиливает интерес детей к играм, способствует их вниманию, позволяет повышать двигательную, эмоциональную и творческую активность детей. Таким образом, в каждой игре происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.
Для организации игры-эстафеты обязательно деление детей на команды, между которыми происходит состязание.
Правила игр-эстафет составлены так, что они способствуют проявлению инициативы и находчивости каждого ребёнка, поэтому воспитатель должен добиваться добросовестного их выполнения.
В играх-эстафетах дети более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений. Участвуя в играх, дети усваивают нормы взаимоотношений в коллективе, учатся справедливо оценивать действия товарищей, добиваться победы в соревнованиях, преодолевать собственную робость, выполнять преодолеваемые требования.
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды двигательной активности чередуются с интервалами отдыха. Но эмоциональная насыщенность этого периода остаётся высокой, так как внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает.
Игры-эстафеты основаны на решении ряда дидактических задач, требующих от детей значительных усилий. В связи с этим, детей следует знакомить сначала с более простыми играми, а затем переходить к сложным. На начальных этапах разучивания игр-эстафет следует добиваться правильности, чёткости выполнения движений, постепенно увеличивая их скорость.
Важным моментом организации игр-эстафет является распределение детей на команды, равные по силам. На начальных этапах разучивания игры ведущее место отводится показу движений, который обязательно должен подкрепляться объяснением. Даже старшим детям легче копировать образец педагога, поэтому при разучивании сложных игр-эстафет иногда можно использовать приём практического выполнения игрового задания вслед за воспитателем. По ходу игры ребёнку нужно несколько раз самостоятельно переключаться с одного вида движений на другой, одновременно преодолевая различные препятствия. Педагог при этом должен ободрить детей, у которых что-то не получается, подсказать, как следует выполнять задание.
Во время игры педагог должен находиться у препятствия, чтобы оказать помощь и подстраховку некоторым детям.
В конце игры объявить итоги: «победа» или «ничья», кратко проанализировать исход игры, раскрыть ошибки детей и причины неудачи команды в целом, поощрить победителей; вручить знаки отличия /флажок/; присвоить звание /чемпион игры-эстафеты/, предоставить победителю право уборки инвентаря и т. д.
При подведении итогов можно предлагать детям самим оценивать свои действия и действия товарищей. Это воспитывает у детей чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность за свои поступки. Целенаправленное проведение игр-эстафет на физкультурных занятиях под руководством инструктора по физической культуры, воспитателя способствуют у детей развитию ловкости, быстроты, выносливости. А также оказывает положительное влияние на улучшение деятельности организма ребёнка и повышения его физической подготовленности.
Материал подготовили воспитатели группы №12: Кунцевич Е.В., Татаринцева Т.В.