Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для экологического воспитания. Ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления.
Природа – небеспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе, экологическое воспитание детей необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту и разнообразие природы. Слово «Экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по- разному.
«Экология» — это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под «Экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью вне воле содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое.
Все, что можно дать в руки, предлагается детям для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств.
С самого начала года мы многократно рассказывали и разыгрывали сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репка, а в саду растут яблок и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Большую работу провели с родителями по данной теме. Ознакомили их с задачами экологического воспитания детей раннего возраста. И устно, и через стенд для родителей, предлагали на прогулках или по пути в детский сад обращать внимание детей на погоду, явления природы, животных, растения, задавать им различные вопросы: «какой снег?», «Чем укрываются деревья зимой?!, «Почему капают сосульку?», «Почему нельзя рвать цветы или травку,,?» ….
Наблюдения, прогулки на природу целесообразно связывать с другими занятиями: чтением книг, просмотром передач о растениях и животных, рисованием, рассказом.
Проводя наблюдения, однажды мы увидели сломанную ветку и решили ее «оживить», поставив в воду. На следующий день несколько детей принесли еще несколько веточек которые они нашли по дороге в детский сад, их мы тоже поставили в воду. Веточки, конечно, распустились, но не на долго. В ходе этого опыта дети наглядно увидели, что растения нельзя рвать, ломать, т.к. это губительно для них.
Только совместная работа детского сада и семьи поможет воспитать в наших детях человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, которым нужно оставить землю пригодной к полноценной жизни.
Воспитатели группы №4 Кудинова Е.А., Шапошник Л.Ю.