Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Особую значимость приобретает детское экспериментирование. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так: чтобы пройденный материал остался в памяти ученика; чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках; чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Одним из способов достижения этой цели образования может стать создание и использование на занятиях с детьми лэпбука.
В средней группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка, явления в природе. В результате наших экспериментов мы изготовили лепбук на тему: «Бесчисленны природы чудеса – радуга».
воспитатели группы № 6 Поливянова Е.А., Заика О.А.