Поспевает брусника, стали дни холодней,
И от птичьего крика в сердце только грустнее
Стаи птиц улетают за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
С наступлением осеннего сезона наступает и самая живописная пора. Осень любит жёлтые, красные, оранжевые краски, а иногда осыпает всех нас золотом листопада. Осенние прогулки способствуют обогащению знаний детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц, насекомых.
Во время прогулки по территории детского сада ребята 11 группы выяснили, что растет на территории. В ходе рассматривания растений уточнили, что это дерево или кустарник, закрепили знания о деревьях и кустарниках на участке, различали и называли основные части (корни, ствол, крона); учились отличать различные виды деревьев; учились рассказывать о дереве или кустарнике, отмечали их сходства и различия, характерные признаки.
Дети наглядно увидели, что деревья бывают разной толщины и высоты, что на деревьях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Обратили внимание на листья на деревьях, их раскраску. В ходе исследовательской деятельности рассмотрели листья разного цвета с одного дерева (обратили внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Воспитатель Юлия Михайловна предложила детям определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют, а на каких еще зеленые; понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? Что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки).
Далее совместно поиграли в подвижную игру «К названному дереву беги». Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость. Не прошли мимо куста шиповника. Рассмотрели созревшие плоды, назвали полезные свойства. Затем ребята собрали красивые листья для гербария и аппликации.
Дети с интересом участвовали в проведении исследований, наблюдали, делали выводы. Таким образом, наблюдая за изменениями в природе и обсуждая это с детьми, мы развиваем их речь, пополняем словарный запас, развиваем память, внимание и мышление.
Воспитатели группы № 11 Кунцевич Е.В., Горелышева Ю.М.