Наблюдаем на прогулке

Автор: | 25.10.2022
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это не простое
дело, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие,
мышление и речь. Наблюдения на прогулках в детском саду – это устроенное
воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений
окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания
ребенка и его опыт.
В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно
обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь
различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями
воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у
ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии
применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда
дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее
закрепляется в их сознании.
Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения.
Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков
на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с
использованием песка, воды, веточек, листочков. Существуют различные виды
наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития
знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать
величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру
движения, издаваемые ими звуки.
Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.
Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей
задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения
должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое
следующее наблюдение должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим
и расширять уже имеющиеся знания.
Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому
развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться
систематически и вызывать интерес у детей.
Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления
рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно
уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось
определенное представление об объекте наблюдения.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив
наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель
совмещает для детей полезное с приятным. Наблюдения должны занимать не более 7-
10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Материал подготовили воспитатели группы №12: Кунцевич Е.В., Татаринцева Т.В.