Значение сенсорного развития в раннем возрасте наиболее благоприятно для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в процессе организованной образовательной и игровой деятельности, когда у детей происходит целенаправленное формирование эталонных представлений о форме, цвете, величине, о свойствах и признаках разнообразных предметов и материалов, особенностях их положения в пространстве и др.
Сенсорная коробка – это многофункциональная, полезная и простая игра для детей раннего возраста.
Игры с сенсорной коробкой способствуют:
— развитию мелкой моторики рук;
— развитию зрительных и тактильных ощущений;
— развитию памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
Сенсорная коробка позволяет ребенку исследовать предметы без ограничений. Их можно не только смотреть, но и трогать, мять, прятать, искать, перекладывать. В процессе игры детские пальчики активно работают, развивается мелкая моторика рук, координация движений, усидчивость и внимательность.
Основой для создания пособия может стать любая ёмкость. В качестве основного наполнителя для сенсорной коробки можно использовать:
- Различные крупы (рис, гречка, манка и т. п.).
- Природные материалы (шишки, каштаны, жёлуди, семена растений, спилы и кора деревьев т. п.).
- Различные декоративные камешки.
- Песок (он может быть обычным речным или кинетическим).
При выборе наполнителя необходимо учитывать следующее: чем младше по возрасту ребёнок, тем крупнее должен быть наполнитель.
В качестве дополнительно материала можно использовать:
- Предметы небольшого размера (фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов или конструктора, кубики, геометрические фигуры, пластиковые буквы, цифры и др.).
- Различного рода ёмкости и вспомогательные предметы для игры (стаканчики, миски, кастрюльки, сито, пинцет, лупа и др.).
- Инструменты для манипулирования и сортировки (сито, тарелочки, стаканы. Мерные ложки, щипцы, грабельки и др.).
Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать в педагогической деятельности: занимают немного времени на подготовку, компактны, доступны, предоставляют множество возможностей для обучения, являются отличным дополнением к тематическим занятиям, легки и доступны в исполнении для любого педагога.
Материал подготовили воспитатели группы №4: Филимонова М.Е., Линникова В.А.