Ознакомление детей с природой является одним из важных средств всестороннего развития ребёнка, формирования нравственных чувств (развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру) и эстетических (умение видеть красоту природы, научиться ценить и пользоваться увиденным восприятием).
Непосредственное общение детей с живой природой одно из средств развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, которое является одной из важнейших задач развития детей.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Также наблюдения решают одну из важнейших задач нравственного воспитания – бережное отношение к природе.
Для успешного достижения цели наблюдения можно выделить специальные приёмы, организующие активное восприятие детей:
- вопросы,
- обследование объекта наблюдения,
- сравнение объектов между собой,
- установление связей между отдельными объектами и явлениями природы.
Для того чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, необходимо сопровождать наблюдение точной речью, регулировать наблюдение по времени, объёму и содержанию.
В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.
Материал подготовили воспитатели группы №4: Филимонова М.Е., Линникова В.А.